Основным стационарным элементом насоса является наружный корпус. Он представляет собой кованый цилиндр (рис. 1−8), к которому напорная крышка (рис. 1−9) крепится мощными шпильками (рис. 1−10), выдерживающими внутреннее давление. Шпильки на крышке затягиваются специальным гидравлическим приспособлением без дополнительных остаточных изгибных и крутильных напряжений, обеспечивающим точное соединение, надежно работающее как при статических, так и динамических режимах.
Внутренние компоненты машины, составляющие проточную часть и формирующие гидравлику насоса, в частности, входная камера (рис. 1−11), корпуса ступеней или секции (рис. 1−12), направляющие аппараты (рис. 1−13), секция последней ступени с интегрированной выходной спиралью (рис. 1−14) и компенсатор теплового расширения (рис. 1−15), оказывают существенное влияние на вибрационное состояние питательногонасоса.
Гидродинамические силы, действующие на ротор в осевом направлении, влияют также на элементы статора. Вместе с силами компенсаторов они, с помощью напорной крышки, прижимают внутреннюю проточную часть, состоящую из корпусов ступеней, к посадочным местам на входе наружного корпуса и на выходе насоса. Необходимо учитывать, что максимальная нагрузка на напорной крышке может достигать 3760 т!
Компенсатор теплового расширения, представляющий собой упругий пружинный элемент, обеспечивает предварительное сжатие и посадку внутренней проточной части при пуске насоса в режиме, когда гидравлические силы проточной части не обеспечивают необходимого для работы насоса осевого усилия. Кроме того, он компенсирует различного рода расширения внутренних элементов и наружного корпуса, возникающие в результате неравномерного поля температур в нестационарных (например, пусковых) режимах или увеличения зазоров в рабочем (горячем) состоянии. Перемещения могут достигать нескольких миллиметров при резком шоковом изменении температуры, и это не должно приводить к повреждениям.
Уровень жесткости, т. е. напряжения в статорных элементах, которые принимает на себя компенсатор, также очень важен при работе в режиме малых нагрузок. При недостаточной жесткости возможно возникновение относительно мягкой колебательнойсистемы, которая может попасть в резонанс с колебаниями несбалансированного ротора, вращающегося на низкой частоте. С ростом частоты вращения растет внутреннее давление, увеличивается жесткость внутренней проточной части, и собственные частоты статорных элементов становятся расчетными.
Наряду со снижением возбуждающих сил со стороны потока, очень важным является замыкание их действия через подшипник на наружном корпусе (силовой поток на рис. 1). В связи с этим очень важно качество статических уплотнений. Они выполнены в виде профилированных колец и должны уплотнять максимальное давление до 500 бар на стороне нагнетания. Уплотнительный эффект достигается за счет рабочего давления, которое прижимает уплотнительные губки к уплотняемым конструктивным элементам без каких-либо дополнительных устройств. Вместе с тем они способствуют созданию силового потока подшипника без использования пружин, не имеющих уплотнительных функций.