«Низкие земли»: как насос-гигант оберегает Голландию
История Голландии неразрывно связана с историей гидротехники. Благодаря ей страна за столетия сумела отвоевать у сурового моря и прибрежных болот огромные территории и стать настоящей житницей Европы. Пасторальные мельницы — символ страны — это памятники человеческому гению и трудолюбию, но сегодня на смену им пришли новые технологии KSB.
Как вода становилась сушей
Смотрите, наши берега и вдаль, и вширь лежат.
Их осушили наши отцы и плотин поставили ряд.
Они оттеснили море назад. То был непомерный труд…
Р. Киплинг
Отрывок из стихотворения «Плотины» Редьярда Киплинга — квинтэссенция истории Нидерландов. Название страны в переводе означает «Низкие земли» и буквально отражает реальность: более трети территории государства лежит ниже уровня моря, а попытки отвоевать у воды плодородную сушу стали предпринимать еще при Древнем Риме!

Началось все с малого — с терпов (насыпных холмов). Их сооружали из торфяных блоков на маршах — подтопляемых морем пустошах. Самый большой из известных терпов, около 16 м высотой, датируется IV в. до н. э. и выглядит как земляной бугор, покрытый террасами — на них и доныне пасется скот. На вершине терпа располагались (да и сейчас кое-где существуют) деревушки, а между соседними селениями прокладывались насыпные дороги.

Как быстро выяснили обитатели рукотворных холмов, плотно утоптанная, возвышающаяся над маршем тропа являлась естественной преградой для воды. За открытием дамб дело не стало — диквегены (так назывались эти протодамбы) постепенно превратились в систему защитных сооружений. Тогда же появились первые шлюзы: на естественных руслах рек и ручьев или дренажных канавах устанавливались обычные деревянные щиты; их опускали во время наводнений, чтобы морская вода не засоляла пахотные земли. Кстати, используемая и сейчас автоматическая конструкция таких шлюзов — распахивающиеся в сторону моря воротца — появились в X веке н. э.: приливная волна закрывала створки, а во время отлива они размыкались.
Водоотводный канал с подъемным мостом
Первая система дамб, ограничивающая польдеры — так стали называть пространство внутри диквегенов, — сформировалась уже к XIII веку. Однако настоящий прорыв, который позволил отвоевать у морей и озер огромные пространства, был совершен на три века позже, когда Якоб ван Девентер изобрел восьмиугольную ветряную мельницу с поворотным механизмом в верхней части — это позволяло ловить ветер во всех направлениях и обеспечивать привод водяному колесу, способному поднять жидкость на 1−1,5 м. Каскад таких мельниц был способен осушить почву и перебросить лишнюю воду за дамбу высотой до 5 м. Еще через сто лет, в 1634 г., Симон Хулсбосх из Амстердама заменил колесо архимедовым винтом, и эффективность мельниц выросла в несколько раз — это дало возможность всего за два-три года осушать десятки гектаров и превращать болота в плодородную пахоту.
Архимедов винт
Можно ли «выпить» море?

Голландия — страна по европейским меркам большая, и не только за счет территорий, отвоеванных у моря. Когда-то это был озерный край, причем размер водоемов был таков, что на них происходили битвы флотов. Такое сражение между испанцами и голландскими повстанцами-гёзами состоялось в 1573 г. на водах Харлеммермера, одного из крупнейших тогда озер в Северной Голландии.
Битва у Харлеммермера, 1621. Худ. Х. К. Врум
Впрочем, большого пиетета к историческому озеру голландцы не питали: население росло, и посевные площади были важнее героических воспоминаний. Проект осушения Харлеммермера, расположенного между Амстердамом, Харлемом и Гаагой, возник уже в XVII в. и даже начал осуществляться — уже велось строительство водоотводных каналов. Но из-за сложности задачи (требовалось построить 160 ветряных мельниц-насосов) и размера осушаемой территории (18,5 тыс. га) дело остановилось.

Все изменила промышленная революция: уже в 1820-х гг. мощные насосы с паровым приводом помогли резко увеличить скорость отвоевывания у воды новых земель, и в 1838—1852 гг. по распоряжению короля Виллема II озеро Харлеммермер было осушено, на его месте появились тюльпановые поля. Для этого построили три насосные станции (stoomgemaal). Причем одна из них, в городке Крюкиус, сегодня стала действующим музеем — старинный паровой двигатель до сих пор заставляет работать восемь насосов.
Действующая насосная станция с паровым двигателем в Крюкиусе
Поддержание польдеров, включая Харлеммермер, до сих пор требует постоянных усилий. Правда, паровые машины остались только в музее — им на смену пришли технологии KSB. В настоящее время для отведения воды с территории бывшего озера используется современная насосная станция, в основе которой два «бетонных» (заключенных в бетонный кожух) насоса со спиральным корпусом марки BEVERON производства Bosman Watermanagement. Они ежедневно сбрасывают избыточную воду в сторону Северного моря с производительностью 31 500 м³/ч.
Монтаж «бетонного» насоса
Насосы снабжены мощной и надежной гидравлической системой осевых насосов SEZ с открытым рабочим колесом, оснащенных износостойкими керамическими подшипниками KSB Residur. Подшипники смазываются рабочей средой и отлично выдерживают постоянные высокие нагрузки. Кроме того, BEVERON оснащены рабочими колесами из высококачественной дуплексной стали производства KSB. Такие рабочие колеса отличаются долговечностью и исключительной надежностью.

Больше двадцати веков упорного труда и развития гидротехники позволили Нидерландам отобрать у моря, болот и озер свыше трети своей территории, где теперь процветают богатые сельхозугодья и передовые производства. На страже земель, отвоеванных огромным трудом многих поколений, стоят новые технологии, часть из которых разработана специалистами KSB!

Если после знакомства с этой статьей у вас возникли вопросы по оборудованию и его эксплуатации, наши специалисты будут рады ответить на них. Обращайтесь!
Техническое оснащение станции Lijnden в Харлеммермере, Нидерланды:
Объем поставки KSB:
✓ 1 насос модели SEZ,
✓ 2 рабочих колеса ОЭЗ (диаметр: 1450 мм),
✓ 2 керамических подшипника Residur®,
✓ 6 компенсационных колец.

Технические данные:
2 BEVERON 145,
Q = 31 500 м³/ч,
H = 6,1 м.
Задайте вопрос!
У вас появился вопрос? Просто задайте его здесь и мы ответим на него по электронной почте или телефону.
Задайте вопрос